Уроки литературы как средство самореализации личности

12 шілде 2018 - Раиса Карпова

Уроки литературы как средство самореализации личности

 

                                         Учитель русского языка и литературы осш № 25 г. Актобе   Карпова Р.Х.

 

Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, – все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки “социальному ненастью”, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок литературы сегодня дает такую возможность.

      Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников (что немаловажно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров. Но не следует урок сводить только к дискуссионным формам, превращая его в трибуну общественного мнения. Урок необходимо методически продумать так, чтобы сохранялось единство интеллектуального и нравственного содержания. Этот критерий должен стать постоянным во всем: в подборе художественного материала, направлении его анализа, соотношении эстетического и идейно-нравственного начала.

Важнейшим элементом урока считаю развитие творческих возможностей ребят, но всякое творчество зиждется  прежде всего на знаниях (прочных и глубоких). В процесс урока, по моему глубокому убеждению, должен быть включен каждый ученик (каким образом и на какой стадии учебной деятельности – это зависит от индивидуальных способностей и уровня сформированности определенных знаний, умений, навыков). Пусть один, выделяющийся глубиной знаний, окажется “опорой” всего урока, другой включится в практическую работу, третий – “по алгоритму” придет к выводу, четвертый лишь озвучит какие-то тезисы, прочитав статью учебника. Главное, чтобы тема не “прошла мимо” ученика. Важно определить не только цели и ожидаемый результат данного урока, но и спрогнозировать дальнейший путь познания.

         Учебное сотрудничество — мощный ресурс обучения и развития ребёнка

        Сотрудничество  -  идея совместной  развивающей  деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.  В  концепции сотрудничества — это  положение заменяется представлением об ученике, как о субъекте учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного  процесса  должны действовать вместе, быть  сотоварищами, партнерами.

Возможности учебного  сотрудничества:

 позволяет реализовать продвижение каждого   учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;

 развивает коммуникативные и личностные УУД;

 формирует потребности к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать  и передавать информацию;

 повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;

 развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;

формирует навыки социального и делового общения;

 создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;

 развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно- необходимых навыков.

 

Результатом сотрудничества является:

формирование умения сотрудничать,

 формирование умения понимать эмоциональное состояние участников   совместного действия,

 формирование умения проявлять инициативность для поиска информации,

 формирование умения решать конфликты.

 

Формы учебного сотрудничества:

 сотрудничество с учителем, 

сотрудничество со сверстниками,

 сотрудничество с самим собой.

 

 Сотрудничество с учителем раскрывается  в эвристической беседе — одном из словесных методов обучения.

Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления.
Для эвристической беседы характерны вопросы основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие).

К ответам учащихся также предъявляются определенные требования. Прежде всего, их ответы должны отражать самостоятельность их мышления. В процессе эвристической беседы необходимо придерживаться следующих методических правил руководства ею:
не предлагать несколько вопросов сразу — это рассеивает внимание учащихся и нередко вызывает у них растерянность;
поощрять вопросы учащихся друг к другу и к мастеру;
предлагать ответить на вопрос по желанию; чаще  обращаться к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение и т. п.;
обращать внимание учащихся в ходе беседы на главные  моменты,  выводы, составляющие сущность обсуждаемого;
добиваться, чтобы эти главные факты  были усвоены большинством учащихся;
не ограничиваться работой только с активными учащимися, вовлекать в беседу молчаливых. Выяснять, почему они молчат, — не знают, не слушают ответы товарищей, стесняются, имеют свое отличное от общего мнение? Добиваться, чтобы активными в беседе были все учащиеся ;
не удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться от учащихся конкретных ответов;

задавая наводящие вопросы, формулировать их так, чтобы ответы на них заставляли учащихся думать, не наводили сразу на правильный ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;
обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.
Беседу следует заканчивать подведением итогов: мастер дает точные определения по вопросам, рассмотренным в ходе беседы. Такое построение эвристической беседы наиболее типично.

Однако в процессе беседы вопросы могут задавать и учащиеся как мастеру, так и товарищам по группе. зачастую вопрос учащегося включает в цепочку последовательно связанные между собой другие вопросы: решение первого порождает второй, третий, и таким образом учащиеся вовлекаются в активную работу. Вопросы в этом случае становятся не только критерием глубины знаний и интереса учащихся, но и средством, поддерживающим этот интере


 

Приемы работы с текстом:

 

сравнение отдельных предложений и текстов,
-нахождение границ предложений в тексте,
-деление текста на абзацы,
-восстановление деформированного текста,
-собирание текста из фрагментов,
-выделение в тексте опорных слов,
-составление планов (картинного, словесного),
-наложение готового плана на текст,
-определение темы текста,
-определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи),
-озаглавливание, анализ авторского заголовка,
-сравнение разных планов к одному тексту,
-выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки),
-сочинение по данному тексту,
-дописывание концовки текста,
-сочинение по опорным словам,
-составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.
— устранение данного языкового явления из текста (например, убрать все прилагательные в отрывке из текста И.С. Тургенева «Бежин луг»),
-замена языкового элемента синонимическим или однофункциональным (например, в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» слово «идет» заменить словом «шагает», а слово «шагает» — словом «идет»),
-развертывание текста (способствует более глубокому пониманию текста),
-свертывание текста (выявление образных средств),
-перестановка слов и других языковых единиц (единственно верное расположение слов, предложенное автором),
-разрушение связей между компонентами текста (абзацами, предложениями, словами, звуками),
-сравнение нескольких авторских редакций текста.

Сотрудничество со сверстниками -  работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, или методе анализа ситуаций,  так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую- либо практическую проблему, но и требует усвоения определенного  комплекса знаний. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. 

   Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике

После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

• Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).

• Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).

• Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).

• Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:

• общность проблемы для всех;

• общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);

• количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);

• выделение лидера (формального или неформального);

• создание контролирующей группы (например, экспертов);

• гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;

• учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).

Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.

 

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе с ними впервые.

 

Наиболее простой вариант кейса: учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше , например, в виде кейса оформить отрывок

из кинофильма « Уроки французского», снятого по одноименному  произведению В. Астафьева, когда учительница Лидия Михайловна и ее ученик, заигравшись в «замеряшки», не слышат, как вошел директор школы. Разделив ребят на группы (по 5-6 человек), предложить им взять на себя полномочия директора и самим решить исход ситуации, но при формулировании оптимального  решения опираться на знание уже прочитанного о героях, помнить о  должностных инструкциях, уставе школы, на которые должен опираться руководитель учебного заведения в сложившейся ситуации. После предложенных вариантов и обсуждения   учащимся предлагается вновь обратиться к тексту и зачитать  тот вариант, который предложен автором произведения. 

Другой пример, рассказ Льва Толстого «После бала», где основой анализа может стать поступок  Ивана Васильевича. Отказавшись от службы, он делает свой нравственный выбор.

Кейс-задание:  Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

После обсуждения участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием.

 

Групповая работа позволяет: дать учащемуся эмоциональную поддержку; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы  в  дискуссиях; дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.

Пример.

 

Задание. Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа  « После бала» и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Черновой вариант рассказа :« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое же твёрдое сознание своего долга, как у полковника. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
Окончательный вариант рассказа: « Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимыми, то, стало быть, они знали что – то такое, чего я не знал,»- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…»
 Ответ учащегося. В окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире.  В этой концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя

 

Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.
« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».

Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

 

Метод проигрывания ролей.

Цель метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Ролевая игра — способ расширить опыт участников анализа, предъявляя им неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять позицию (роль) участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

Ролевая игра — игра по заданному сценарию, который требует знакомств с материалом ситуации и вхождения в данный образ, перевоплощения.

Для решения  одной из целей к уроку внеклассного чтения в 9 классе по теме: « О Уайльд. Портрет Дориана Грея», а именно: выяснить, какие эстетические взгляды писателя отражены в произведении и показать,  как они опровергнуты в финале  романа, был использован данный метод.

Представление – монолог героя.

 Здравствуйте, господа. Оскар Фрингал О′ Флаэрти Уиллс Уайльд.

   События моей жизни могли бы послужить блестящей основой для романа. Здесь было всё: головокружительные взлеты и столь же головокружительные падения, богатство и нищета, любовь и предательство близких людей.

Отец, сэр Уильям  Уайльд – мой кумир до 13 летнего возраста, дублинский врач – офтальмолог с мировой известностью, автор десятков книг по медицине, истории и географии. В Англии значился придворным хирургом, впоследствии лордом и самым нечистоплотным человеком Ирландии одновременно.

Мать, — леди Джейн Франчески Уайльд – светская дама, похожа на Снежную королеву, она даже не называла меня по имени – только «мистер Уайльд».Труды по истории Ирландского фольклора или сочинение стихов доставляли больше удовольствия, чем воспитание маленького сына.

Пожалуй, от столь эксцентричных родителей я унаследовал мечтательность, подчеркнутый интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.

В сфере фальшивых улыбок, театральных поз я рос. Естественно родители позаботились о моем достойном образовании. Престижная школа в Порторе, привилегированный колледж Дублина, наконец, Оксфордский университет, который закончил с отличием. Я зачитывался поэтами романтиками, был знатоком античной поэзии, в совершенстве владел искусством составления каламбуров и острот, слыл мастером парадоксов, восхищался философией индивидуализма. В моей жизни было два поворотных пункта:

— когда мой отец  послал меня в Оксфорд, где я заболел культом прекрасного, эффектного, словом стал пророком эстетизма; отвергал пошлую буржуазную действительность, желая противопоставить ей особые нормы поведения;

— когда общество заточило меня в тюрьму по обвинению против нравственности сроком на два года, причем обвинителем стал самый близкий мне человек Альфред Дуглас.

Автобиографию о себе я не написал. Но довольно полно выразился в своих произведениях – с достоинствами и недостатками, сплетенными в единый клубок. Надеюсь, вы, уважаемая публика, сможете его размотать.      

   Сотрудничество с самим собой.

Учебное сотрудничество с самим собой предполагает  прежде всего способ­ность к адекватной самооценке,

способность собирать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребенка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность устанавливать границы собственных возможностей .

В этом плане, начиная с младших классов, предлагаются такие работы. Например, самостоятельная работа по теме
 « Художественное своеобразие загадок» (5 класс)

 

      А     1. Отгадай загадку.

            2. Построй  связанный рассказ, используя вопросы.

             А) Какую форму имеет загадка.

             Б) Определи строение её.

             В) Укажи, какие художественные  средства используются в ней.

            3. Расскажи о возникновении загадок и об их функциях.

           

. В      1. Отгадай загадку.

            2. Расскажи о ней по плану, отвечая на вопросы и используя слова  для справок.

             А) Загадка имеет форму.

             Б) По строению    представляет собой загадку…

             В) В ней используются следующие художественные  средства. 

Слова для справок: прозаическая, стихотворная, краткое сообщение,      рассказ, загадка – описание, загадка – вопрос, загадка – задача, олицетворение, прямое сравнение, отрицательное сравнение, косвенное сравнение.

 

С.Сгруппируй данные словосочетания и распредели их в нужный     столбик. Построй связанный рассказ о загадке.

Объясняют тайну мироустройства, служила испытанием мудрость, связана с занятием человека, бытом, возникает в глубокой древности, просто художественно- словесная игра, один из видов военного и дипломатического языка.

 

 

Происхождение  загадок

Функции загадок

 

 

 

   

Уроки литературы помогают воспитать внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации, если педагог будет помнить, что

·        учение  должно быть без принуждения!

перед детьми нужно ставить  сложную цель, внушать уверенность, что цель будет достигнута!
учеников объединит не просто цель, — а вера в возможность преодоления трудности!
в школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться.

 

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью и основывается на следующих идеях:

 

·        Идея опоры

   Даже слабый ученик может отвечать у доски свободно, не сбивать темп урока, не задерживать класс ( опорные сигналы), это набор ключевых слов.

·        Оценка работ

Учитель, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей, — такой учитель крайне опасен для школы, он навсегда может отбить охоту ребенка учиться.

·        Идея свободного выбора

Дети должны чувствовать себя сотрудниками педагога в учении. Нужно предоставлять им свободный выбор там, где только можно

·        Идея опережения

Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость. Выигрывают сильные ученики, главный резерв учителя. Они ведут за собой весь коллектив. Класс становится думающим, трудолюбивым, улыбчивым.

·        Идея крупных блоков.

В  крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам.

Изучение блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, мысль схвачена- и ученик не боится, что отстанет от класса.

·        Идея соответствующей формы

Урок по форме должен отвечать изучаемому предмету.

·        Идея самоанализа

Обучение анализу — дело трудное. Но именно так возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества детей и взрослых, ученики приучаются следить за ходом общей работы, болеть за общее дело, развиваются их общественные навыки.

·        Интеллектуальный фон класса

Если в классе сильно общее стремление к знаниям, то и каждый ученик будет лучше учиться.

·        Сотрудничество учителей.

Любой учитель может осуществлять принципы педагогики сотрудничества. НЕЛЬЗЯ противопоставлять детей в классе, НЕЛЬЗЯ и учителей противопоставлять друг другу!

 

Будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми!

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2537887

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!

Блогтағы жазбалар