Поддержка к подготовке презентаций и презентационной речи слушателей курсов по обновленному содержанию образования

22 маусым 2018 - Гульнара Насырова

В системе образования Республики Казахстан происходят глобальные перемены по переходу к новому подходу в учении и преподавании и предлагаемые практические изменения  в области  среднего образования  способствуют учителям своевременно подготовиться к переходу на 12-летнее образование. Обновление содержания образования требует отказа от стереотипов, изменения взглядов на проблему распределения ответственности в педагогическом процессе. Таким образом, программа направлена на удовлетворение потребностей детей, где обучение должно быть активным как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Для учителей-языковедов обучение на курсах по обновленному содержанию образования стало очередной ступенью развития важных для современной жизни умений: умение жить и работать в тесном взаимодействии; умение учиться в ходе реальной продуктивной работы; умение быть гибкими в формате изменений педагогической практики.

Преимущества этой программы в том, что учителям даются чёткие цели, готовые УМК и им нужно только изменить своё видение в преподавании. Формат проведённых курсов повышения квалификации, позволил учителям осознать значимость обновленного содержания образования в современных условиях и необходимость выстраивания продуманного обучения учащихся в аутентичных условиях класса, наполненного продуктивной работой. В рамках каждодневных занятий систематически проводились консультационные работы, направляющие учителей на проведение практических учебных занятий, способствующие самостоятельному осмыслению и конструктивному решению сложных учебных ситуаций. Учителя смогли повысить свою квалификацию и педагогическую компетентность в вопросах выстраивания коллаборативной среды в классе, создании ситуации успеха для каждого учащегося, в обучении учеников навыкам успешного обучения. Они смогли понять, что успешность учащихся зависит от чётко выстроенной системной работы учителя, владеющего новыми современными технологиями обучения и ориентированного на каждого отдельного ученика.

В тренерской практике ориентируясь на совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной                    программы и внедрение системы критериального оценивания, свое преподавание построила на принципе  развития спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, которая будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, даст большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.

Благодаря тренерскому опыту, учителя прониклись полным пониманием того, как важно создавать благоприятное образовательное пространство для познавательной активности. С самого первого дня мы следовали главному принципу интерактивного обучения: быть открытыми для сотрудничества, обменивались новой информацией, обсуждали итоги дня, консультировались друг с другом по проведению дальнейших занятий, принимали решения по выходу из сложных ситуаций. Отрадно, что каждый учитель смог услышать ответы на важные вопросы: Что принесёт для них новая программа? Что ожидает учителей? Что ожидает учеников? Приобретая понимание об обновлённых учебных планах по предмету русский язык и литература, проектировали планы уроков для реализации обучение учащихся согласно целям обучения и развития языковых навыков слушания, проговаривания, чтения и письма. Составляя краткосрочные планы урока,  исходя из целей обучения, путём микропреподаваний выяснили о необходимости использования на практике активных методов обучения,  методов формативного оценивания, планировать задания с методами дифференциального подхода, а также регулярно проводить рефлексию и получать от учащихся обратную связь.

Моделировали практические занятия с использованием предоставленных УМК, программных средств, позволяющих проводить исследовательскую работу, практические тренинги, соблюдали структуру, и целостность Учебных программ, проводили формативную оценку, предоставила конструктивную обратную связь учителям на протяжении всего курса по формату «Письменное интервью».

Каждодневная рефлексия "Письменное интервью"

__________________ слушателя курса по программе ОСО

 

День//дата:

Вопросы:

1-день 26.03.18

2-день 27.03.18

3-день

28.03.18

… — день

1. Какой практический навык приобрёл (-а), благодаря каким действиям (чемукому)?

 

 

 

 

2. Что сегодня совершенствовал (-а), какой этап дня способствовал этому?

 

 

 

 

3. Что очень хорошо получилось у меня, почему?

 

 

 

 

4. Что не получилось у меня, почему?

 

 

 

 

5. На что необходимо обратить внимание, почему (для чего)?

 

 

 

 

6. Что дало мне "микропреподавание"

 

 

 

 

7. Примечание (вывод, вопрос и т.д.)

 

 

 

 

Данная рефлексия предусмотрена была как поддержка и практическое направление учителям при проектировании микропреподаваний и презентации. Каждый день, отвечая на предусмотренные вопросы двумя-тремя предложениями «размышляя самим собой» учителя могут увидеть собственное обучение. Их ответы это не только самооценка по итогам дня, а возможность собирать  факты для будущей презентации и какие то тезисы м.б. ориентирует на речь для защиты. При саморефлексии слушателям было рекомендовано честно, также по факту отвечать на вопросы и отправлять свои записи на почту тренера, и это дает возможность каждому слушателю получить практические рекомендации и обратную связь для улучшения последующих действий (приложение 1).

Естественно, через такое «интервью» ежедневно приближались к определению презентационного урока, к выбору стратегий обучения, ресурсов и подходов (ответы на 2-4 вопросы), а ответы 5-7 вопросов ориентировали на раскрытие содержание 5 критерии при презентации. Обратная связь от тренера по записям слушателей подсказывала «последующие шаги» (приложение 2).

Рефлексия показывает, барьеры у учителей, которые в основном проявлялись при интеграции целей обучения в рамках одного урока, так как на местах, со стороны «контролирующих лиц» наблюдается разночтение идей программы, нормативно-инструктивную документацию и учителя были ориентированы на одном уроке «охватить все цели по языковым навыкам». Восприятие «методов дифференциации» только в перечислении целей обучения с учебных программ, неумение интегрировать их по формату одного урока. Уход от основного фокуса при критериальном оценивании, при составлении инструкции к заданиям и при формативном оценивании результатов обучения для определения уровня достижений  образовательных целей. Минимальная база знаний технику формативного оценивания («большой палец», «три хлопка», «две звезды», «смайлики» и т.д.), ограничения в применении активных форм обучения, в структурировании алгоритма собственных действий в течении одного (40 минут) урока. При желании «оставаться в своей шкуре» умеющего «как преподавать», не сразу воспринимались практические рекомендации к изменению процесса планирования, считая все это дополнительной нагрузкой или бумаготворчеством.

Анализируя курсовую деятельность и для совершенствования тренерской практики можно отметить следующие моменты при подготовке учителей к финальной защите:

— с учётом возможностей и потребностей аудитории попробовать оптимизировать изучение всего программного теоретического материала в рамках 1-2 недели: полное ознакомление и экспертиза нормативно-инструктивного материала с портала, их применение в рамках изучаемой темы, а на 3-4 недели: ориентир на практический процесс планирования, путём обмена опыта по интеграции целей обучения в контексте определённого языкового навыка;

-  с первого дня обучения постараться «приобщить» учителей к процессу планирования и преподавания по обновлённому содержанию образования одного этапа урока через парные, индивидуальные  работы в контексте фокуса дня (например, по ЦО, как планировать реализацию идею «Мәңгілік ел»; каждому распределить формы активного обучения и ориентировать на планирование практического приема;  активизировать обратную связь через конкретизации алгоритмов действий и т.д.);

— при защите идей и демонстрации образовательного продукта дня ориентировать, чтобы руководствовали основным принципам составления презентации в контексте следующих вопросов:

•         Какова цель презентации? Для кого она предназначена?

•         В чем она будет состоять? Какую реакцию вы хотите получить от аудитории?

•         Чтобы аудитория захотела обратить внимание на вашу презентацию, должна быть какая-то причина. Что она даст коллегам? Какие преимущества они получат, если выслушают вас?

•         Каково содержание презентаций? Каковы ваши источники информации? Как долго презентация будет длиться? [1];

— руководствуясь пятью критериями оценивания презентации по планированию урока, по теме дня учителей ориентировать к написанию тезисов, используя соответствующие «слова-клещи» из компонентов оценивания для обоснования выбора и презентовать соответствующий этап урока в одном слайде (например: при выборе активных форм работы, приёмы формативного оценивания, виды дифференциации, инструктаж к заданию);  

Презентация процесса планирования урока – это визуальная средства, которая помогает рассказать о предполагаемых действиях в рамках одного урока (40 минут) за более короткое время (5-7 минут). Хорошие визуальные средства стимулируют интерес, способствуют пониманию, практическому восприятию и подкрепляют то, что было сказано учителем. Поэтому, я ориентировала учителей на то, чтобы при составлении презентации не забывали о том, что слайды должны быть «говорящими» и каждый слушающий по содержанию аргументированного вступления мог представить практический урок (приложение 3). 

Безусловно, эти курсы учителям-предметникам дали многое: возможность усовершенствовать свою практику, научиться быть более открытыми для обмена идеями, не бояться  обсуждать ошибки, не прятать свои «секреты», а «аргументированная критика» постепенно трансформировалась в способ мышления, ориентированного на улучшение собственного опыта, практики. Тем не менее, учителям  было сложно в короткое время преодолеть свои барьеры, отвыкнуть от привычной традиционной схемы преподавания. Каждое занятие мы обсуждали, принимали решения по стратегиям и фокусу дня, наши сессии проводились в тесном взаимодействии и давали двойной эффект, где учителя имели возможность одновременно выполнять программные требования и консультировать, корректировать и дополнять действия друг друга. Что помогло убедить некоторых «сопротивляющихся» и «несогласных» учителей поставить под сомнение правильность их устоявшихся стереотипов» и курсы помогли учителям пересмотреть модель среднего образования, его структуру, содержание, подходы и методы обучения, системы оценивания учебных достижений учащихся.

 

Список литературы:

1.     http://www.elitarium.ru/razrabotka-prezentacii

Осыған ұқсас жазбалар:

БастауышӘдебиеттік оқу. 4 сынып. "Күріш туралы сыр"

Орыс тіліДоброго пути!

БаяндамаБІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫН ЖАҢАРТУ ЖАҒДАЙЫНДАҒЫ ЗАМАНАУИ САБАҚТЫ БАҚЫЛАУДЫҢ ӘДІС-ТӘСІЛДЕРІ

ҰстаздарғаСын тұрғысынан ойлауды үйрету арқылы оқушылардың танымдық қабілеттерін арттыру

Орыс тіліВ зоопарке

- 1972271

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!

Блогтағы жазбалар