Развитие творческих способностей на уроках русского языка как один из способов формирования универсальных учебных умений и действий учащихся

19 қаңтар 2014 - Админ
Развитие творческих способностей на уроках русского языка как один из способов формирования  универсальных учебных умений и действий учащихся

Омарова Айгуль Ерсаиновна

СКО Айыртауский рн

с.Новоукраинка

КГУ «Рудная средняя школа»

 

Введение.

 

"Всеми возможными способами нужно активизировать  в детях  стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

 

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира;

Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:

собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;

привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;

 

Глава 1.

Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

 

Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом.

Основные приёмы развития творческих способностей:

написание сочинений, изложений.

рецензирование сочинений;

игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;

творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.

творческие задания на дом/

 

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".

 

Глава 2. Уроки развития речи.

 

"Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свои книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На первых страницах поместились сказки. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь!

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которую видишь только ты в своем воображении.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников.

 5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

6. Музыкальное сочинение - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

9 Устное составление связного текста по картине «Зима»,  »Весна», «Лето», «Осень». Применяя тему «Существительное», «Глагол» и т.д.  

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ВОУД в 9 классе.

 

Глава 3. Творческие словари.

 

Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.

 

Глава 4. Использование игр на уроках.

 

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Игра - это органическая форма деятельности школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион". Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, игра «Хитрые очки», обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей. И от нас учителей зависит как мы преподнесем ту или иную тему на уроке.

 

Глава 5. Формы проведения творческих уроков.

 

Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям Словообразование, Сказуемое, Подлежащее, :

В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.

Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.

Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в моей практике получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов мне помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал.

 

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны  и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихйно возникающим и почти не управляемым.  Проблема развития не выделялась как особая задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогики.

Но в настоящее время положение резко изменилось. Целенаправленное , интенсивное развитие становится одной из целенаправленных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения , но и обучаются рациональным приемам применения  знаний на практике , переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и измененные условия.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается прежде всего в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как о природе способностей , так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий . Человек , находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью , осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Интересен подход к данной проблеме , пологающий  что творческие способности проявляются в умении продолжать  мыслительную деятельность  за пределами решения задачи , которая ставится перед человеком. Учащиеся решая логически поисковые задачи, при умелом руководстве учителя,  могут увидеть множество различных аспектов при ее решении.

Учащиеся выполняя такие задания улучшают внимание, память,воображение.Уровень мышления, который главным образом определяется степенью сложности умственных действий и операции     (сравнение,обобщение,абстракция,классификация,конкретизация).которые он способен производить в процессе учебно- позновательной деятельности.

Главным источником совершениствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании.

На современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке , им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя . Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотить активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, упражнения которые вызывают повышенный интерес и готовность их выполнять.

Проблема "творческие способности " требует длительной,  целенаправленной работы, поэтому познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций , начиная от действий, связанных с восприятием , запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.

Предлагаю следующую модель урока    направленную на развитие творческих способностей как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Она включает в себя четыре последовательных этапа.1 разминка. 2 развитие психических механизмов лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти , внимания, мышления, воображения.) Этап выполнения развивающих частично поисковых заданий . 4. Решение творческих заданий,  расчитанных на новые "повороты" при рассмотрении давно известных понятий , на неожиданные, непривычные комбинации  с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном , использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.

                                                       

Заключение.

 

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

     Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных. 

 Наша задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Творческие способности развиваются не тогда, когда мы говорим детям о необходимости их развития, а тогда, когда мы умеем развивать их, сами   показываем это ребятам  в нашем общении.  Давая учащимся задания, объясняем, что ждем от них не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. 

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. 

Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Уроки литературы, прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.  Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся. 

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности. При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа.

Наши ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета. 

Написание сценария мультфильма этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.

Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей.   Дети внимательно прочитали текст, разбили на крупные сцены, кадры и описали каждый кадр, придумали, как их смонтировать, соединить, заполнили колонку «Звук». Это творческая, интересная работа.

Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс  также позволяет активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, повысить интерес к предмету, развить самостоятельность и критичность мышления. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта. 

На уроках русского языка и литературы применение ИКТ позволяет повысить интерес к предмету, развить самостоятельность и критичность мышления. 

При развитии творческих способностей заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков, и это повышает качество обученности по русскому языку и литературе. Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:

 

1. Мои дети могут свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.

 

2.Положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству // М.:  Научное творчество, 1969.

Батюшков Ф.Д. Творчество. / «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1901 .

Бехтерев В.Л. Объективная психология./     М.: 1991.

Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

Брумлинский А.В. Воображение и творчество.// Проблемы научного и технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./- М: Педагогический поиск, 1999.

 

 

Сабақ жоспарлары сайты,      www.jospar.kz - 1130015

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!

Сайт редакциясының

Электронды почтасы:

bioustaz@mail.ru

Блогтағы жазбалар