С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»

14 қаңтар 2016 - Дана Мажитова

С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать  месяцев».(Слайд 1)

Цели урока:познакомить учащихся со сказкой С.Я.Маршака;  дать понятие драматической сказке; развивать умения и самостоятельную деятельность  учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; воспитать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, желание творить добро; создание условий на уроке для  осознания способным осмыслить не только литературное произведение, но и себя как читателя этого произведения,  актера, художника. (Слайд 2)

Результаты обучения: ученики знают,что замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак (3.11.1887-4.06.1964)  – всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.

Узнали, что автор создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев в 1943 году»;  она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Познакомились замечательной сказкой, полюбили и сказку, и героев в ней.

Оборудование:Портрет писателя, слайды (с 1 по 9), учебное пособие, иллюстрации к сказке, отрывок из мультфильма, художественное оформление сцен: а) зимнего леса (елочки); б) поляны с подснежниками; в) словарные слова; г) образцы афиш «12 месяцев».

Тип  урока:комбинированный.

                                                              Ход урока:

Организационный момент.

Психологический  настрой.

— Итак, ребята, начнем наш урок литературного чтения.

Актуализация опорных  знаний.                                                                  Определение готовности к работе

— Поднимите руки, кому нравится урок чтения? Почему?

— Что любите читать?

— Дополните стишок словечком.

 

О чем-то скрипит половица

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

По комнате ходят… (сказки)

 (Слайд 3)

— Как вы уже догадались, мы опять побываем в гостях у сказки. Они бывают разные. Те, которые сочинил народ, называются народные, а автор – авторские.

— С какой сказкой и сказочными повестями  мы познакомились на прошлом уроке?

 (ответы детей)

Сообщение темы урока:

— Сегодня мы познакомимся с удивительной литературной сказкой «Двенадцать месяцев», а написал для нас эту замечательную сказку Самуил Яковлевич Маршак. Выясним, как  и  почему изменилась  жизнь  падчерицы, в  чем  заключается  волшебство  данной  сказки?

Беседа «Кто автор этой сказки? Что  мы  знаем  о  нем?»

Разговор о творчестве С. Я. Маршака. Портрет писателя.( Слайд 4)

– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора?

— Что запомнили о нем? (Слушаем сообщения детей, )

(Сообщение ученика с 1 группы)

— Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак– всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.

Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах бумаги своим крупным почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для газет и журналов, письма-ответы своим читателям.

Сообщение ученика со 2 группы).

-Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт     рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.

(Сообщение ученика с 3 группы).

-Маршак сам писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников и помогал организовать в нашей стране первое в мире издательство детской книги. Он говорил, что в книжке для малышей “каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и говорить”.)

(Сообщение ученика с 4 группы).

– В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.

Беседа о сказке по вопросам:

 -Какие жанры художественной литературы вам известны?

 -Что такое драматическое произведение?

  Драма – род литературного произведения, построенного в форме диалога без слов автора.

-Что  можете  сказать  о  данной  сказке? — Что в ней особенного?

 – К какому жанру относится сказка «Двенадцать месяцев»?

– Что же такое «пьеса-сказка»?

Пьеса-сказка– это  произведение  для  театрализованного  представления.(ответы детей).(Слайд 5)

-Просмотрите отрывок из сказки ( минут)

-Вы должны были уже самостоятельно прочитать текст  сказки, и сейчас мы с вами проверим насколько вы были внимательны.

-Но перед этим нам следует провести словарную работу.

 Словарная работа.

– Объясните значение слов и выражений, записанных на доске.

Указ – постановление, которое создается людьми, имеющими власть;

Мачеха – неродная мать;

Посох– волшебный предмет;

Прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки;

Твой черед– твоя очередь;

Не гневайся– не ругайся, не злись, не сердись;

Дуйте, что есть мочи– во всю силу;

Проворные руки– умелые, работящие;

Видимо-невидимо– очень много;

Деваться мне некуда– некуда пойти, безвыходное положение.(Слайд 6)

Братья-месяцы – не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля… С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

– Скажите, зачем девочка пошла зимой в лес с корзинкой? (ответы детей)

-Ребята, вы хотите помочь падчерице собрать подснежники?

-Мы тоже сегодня на уроке будем собирать подснежники.

На доске обозначен наш путь, что мы должны выполнить на уроке. Если вы правильно ответите на вопросы и сможете правильно  выполнения задания, то сможете срывать подснежник и класть в корзину. Посмотрим, какая группа сможет ответить на большее количество вопросов и помочь падчерице.

Вопросы по сказке:

1. –Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?

2.–Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она?

3. –Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

4.– Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?

5. –Найдите и прочитайте слова Падчерицы о подснежниках, о метели.

6. – Как вы думаете, если бы в лес пришла Дочка, нашла бы она подснежники?

7. –Выберите одного из героев и расскажите о нем.

8. –Что о Падчерице говорили осенние месяцы, найдите в тексте и прочитайте.

9. –Что о ней говорили летние месяцы, найдите и прочитайте.

10. –Понравилась вам сказка и почему?

– Учащиеся с групп после ответа на каждый вопрос будут «срывать» подснежники с доски и складывать в эту корзинку (корзинка у учителя)

-Хорошо, ребята, теперь нарисуйте сами афиши к сказке и придумайте рекламу к ней.(Дети рисуют на плакатах афиши к сказке.)

Образцы афиш (на магнитной доске)

Рефлексия

-Вы познакомились с романом? (-Нет)-(Если вы согласны поднимите руки, если нет, то топайте ногами)

– Сказка «Двенадцать месяцев» относится к драме.(-Да)

–  «Пьеса-сказка» ставится на сцене.(-Да)

–С. Я. Маршак- английский писатель.(-Нет)

– Это произведение учит нас добру. (-Да)

– В этой сказке нету положительных героев. (-Да)

– Жадность, глупость, невежество-это хорошие качества людей. (-Нет)

–Падчерица-родная дочь. (-Нет) (Слайд 7)

-Вам понравился урок?

Итог урока.

– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников. И помогли падчерице.

Лидеры групп выставляют оценки за работу в группе и комментируют.(Учитель может внести свои изменения).

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.

2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.

 

 

 

Сабақ жоспарлары сайты,      www.jospar.kz - 1115413

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!

Сайт редакциясының

Электронды почтасы:

bioustaz@mail.ru

Блогтағы жазбалар