Почва. 5 класс

29 наурыз 2015 - Динара Байдилдаева

Алматинская область

Алакольский район

аул Ушбулак

ГУ «СШ имени Безродных с ДМЦ»

Учитель географии Байдилдаева Динара Нурпейсовна

Тема урока: Почва.

Цель урока: дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;

продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;

прививать каждому учащемуся любовь к родному краю.

Тип урока: лекция.

Метод урока: репродуктивный.

Оборудование: карта мира, почвенная карта Казахстана.

Основная часть

1.Организационный момент. Приветствие, объявление темы, целей урока.

2.Актуализация знаний учащихся.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже должно быть догадались, как она называется. (п/о – почва).

  1. Да, действительно, это – почва
    . И тема сегодняшнего урока посвящена этой чудесной кладовой: «Почва. Как состав почвы влияет на её свойства».
  2. Домашнее задание: …….
  3. Изучение нового материала.

Чем отличается горная порода от почвы? (п/о – в почве есть перегной. Почва плодородна, а в горных породах нет перегноя, и она не плодородна).

Плодородие – это главное отличие почвы от горных пород. Это основное свойство почвы. Что же такое – почва?

Почва – это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Что же такое перегной, из чего он состоит?

Вывод: растения и то, что из них сделано, может гореть.

Учащиеся должны прийти к выводу, что в почве, кроме перегноя, есть еще глина и песок.

А что еще есть в почве? Без чего не могут жить живые организмы? (п/о – вода и воздух).

Откуда взялась вода?

Вспомним тему «Вода». Что происходит при нагревании с водой? (п/о – при нагревании вода превращается в пар, но охлаждаясь, пар вновь превращается в воду, т.е. капельки воды, которые мы видим на стекле).

Но ведь всего того, что мы с вами обнаружили в почве, этого мало для жизни растений.

О чем мы забыли? Оказывается, ребята, растениям как и человеку необходима соль, минеральная соль.

минеральные соли

растворимы в воде, а если вода прозрачна и нет осадка, значит, это вещество растворимо в воде).

А теперь запишем состав почвы (самостоятельно в тетрадях, а один ученик около доски – заполнение схемы):

Состав почвы перегной песок глина вода воздух минеральные соли

  1. Работа с учебником.

Вроде бы все мы перечислили из состава почвы. Но для того, чтобы опавшие листья, мертвые жучки превратились в перегной необходимо дальнейшее его изменение. Так кто же этим занимается в почве?

(п/о – микроорганизмы – бактерии).

5. Разнообразие почв.

Почвы бывают различные: в одних больше перегноя, а в других больше песка и глины.

Почвы с большим количеством перегноя называются черноземными, другие почвы – песчаными или глинистыми, смотря по тому, чего в них больше, песка или глины.

Лучшая почва черноземная, т.к. в ней много солей и перегноя, она рыхлая, темная, хорошо прогревается солнцем и в ней достаточно влаги и воздуха; растения на такой почве хорошо растут и дают урожаи.

Глинистая почва весной сильнее пропитывается водой, которая иногда застаивается на её поверхности, а песчаные почвы засушливы, потому что быстро пропускают воду.

В нашем крае почвы черноземные, в некоторых местах встречаются солонцы (засоленные почвы), а также много глины и песка, а на северо-востоке каштановые почвы.

  1. Закрепление нового материала.

А. Что называют почвой?

Б. Что такое перегной, из чего он состоит?

В. Назовите, что входит в состав почвы?

  1. Итог урока.

Сегодня мы с вами узнали, что такое почва, каким свойством она обладает. Благодаря наличию в почве перегноя на нашей планете такое разнообразие растительности. Слой почвы в 1 см образуется очень долго в среднем на это уходит 100 лет. Почву необходимо охранять. Ведь не зря в русском языке есть такая пословица – «Землица – кормилица».

6. Выставление оценок.

Сабақ жоспарлары сайты,      www.jospar.kz - 1141955

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!

Сайт редакциясының

Электронды почтасы:

bioustaz@mail.ru

Блогтағы жазбалар