Урок - практикум как эффективная форма развития самостоятельной учебной деятельности учащихся

2 наурыз 2015 - Газиза Бекишева

Урок — практикум как эффективная форма развития самостоятельной учебной деятельности учащихся

Атыгаева Б.Ж., учитель математики

СШИ для одаренных детей КазНУИ

г. Астана

При подготовке к уроку многие учителя уделяют внимание, в первую очередь, форме урока, внешним проявлениям активности учителя и учащихся.

Обилие различных форм обучения на уроке само по себе не гарантирует того, чтобудетактивизированаучебно-познавательнаядеятельностькаждого учащегося. Психологи утверждают, что различные формы организации работы на уроке (коллективная, групповая, взаимное рецензирование самостоятельных работ и т.д.) играют положительную роль в активизации познавательной деятельности учащихся. Однако их эффективность сравнительно невелика и часто не соответствует усилиям, которые затрачивает учитель на их разработку. На таких уроках отсутствует живой интерес учащихся к поиску решения поставленных проблем, ребята не успевают прочувствовать необычность связей нового материала с ранее изученным, удивиться красоте найденных доказательств и решений.

Проведение уроков, которые содействуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, требует от учителя высокой квалификации и большой подготовительной работы. Исходя из вышесказанного на основе личного опыта хочу выделить основные этапы подготовки и проведения уроков-практикумов. Основная цель уроков-практикумов по математике состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами.

Первый этап подготовки учителя к урокам любого типа состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и задачного материала темы. Приемы анализа теоретического материала можно найти в методических литературах. При анализе задачного материала учитель должен предпринять следующие действия:

  • решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач,
  • установить соответствие задачного материала изученной теории,
  • выявитьфункциикаждойзадачи(дидактическая, познавательная, развивающая, практическая),
  • выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения,
  • отобрать ключевые задачи на применение изученной теории,
  • выделить задачи, допускающие несколько способов решения,
  • спланировать циклы взаимосвязанных задач,
  • составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого учащегося.

Прокомментируем некоторые из перечисленных действии: 1.Требование о предварительном решении всех задач по теме может вызвать недоумение учителей ввиду его очевидности. Между тем практика показывает, что значительная часть учителей при подготовке к урокам пользуются методическими рекомендациями, в которых приводятся решения задач без какого-либо их дидактического анализа и указывается, какие из них решать на уроке, а какие — дома. В этом случае набор задач, решаемых на уроке, может оказаться случайным, а система задач — не отвечать уровню развития учащихся данной группы.

Учителю целесообразно составлять таблицу к каждой теме, по строкам которой располагать номера или тексты задач учебника, а в столбцах выделять новые понятия, определения, свойства. Таблица помогает выяснить, достаточно ли задач для закрепления того или иного понятия. Здесь же фиксируется, какого характера задачи необходимо подобрать дополнительно.

Выявление функции каждой задачи позволяет наметить предварительную методику ее включения в учебный процесс: решать ли задачу устно, письменно, на уроке или дома, коллективно, индивидуально или по группам.

Анализируя задачный материал, необходимо выявлять новые типы задач, приемы и методы решения. При этом учитель обычно прогнозирует, как учащийся должен рассуждать, чтобы прийти к этим решениям, и как направить мысль учащегося в нужную сторону.

Второй этап подготовки учителя к урокам — практикумам заключается в тематическом планировании. Все уроки и темы должны быть взаимосвязаны. Поэтому готовиться к каждому из них нужно не изолировано, а одновременно. При планировании темы вырабатывается «общая, стратегия» ее изучения. Естественно, что каждый отдельный в последующем будет разрабатываться более детально с учетом результатов предшествующего урока.

Как же располагать уроки — практикумы в системе всех уроков?

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух — трех последовательных уроков для решения задач. Такая практика представляется оправданной. Первый из серии уроков обычно посвящается нахождению общих приемов, алгоритмов, выделению основных типов и видов задач, решаемых с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков — практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность лучше учесть их индивидуальные особенности.

Для примера приведу тематическое планирование изучения темы курса «Производная»:

1. Понятие предела функции в точке и непрерывность функции. Определение производной. Правила вычисления производной. (изучение теории) -2 ч.

2.Урок — практикум — 2ч.

3.Физический и геометрический смысл производной. Касательная к графику функции. (изучение теории) — 2 ч.

4.Урок — практикум – 2ч.

5.Производная сложной функции. Производная тригонометрических функции.( изучение теории ) — 2 ч.

6.Урок — практикум -4ч.

7.Обобщающий урок. Контрольная работа. -2 ч.

Из планирования видно, что учебный материал разбит на три блока. Планирование дает возможность провести серию уроков по решению задач. На первом из них рассматриваются новые для учащихся приемы решения задач, выделяются ключевые задачи. Формы работы на нем — коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый учащийся решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Третий этап подготовки учителя к урокам — практикумам состоит в отборе системы задач с ориентацией на данную группу.

Прежде чем разрабатывать методику конкретного урока — практикума, необходимо подобрать систему задач для всех уроков, а затем конструировать отдельный урок во взаимосвязи с предшествующим и последующим.

Поскольку речь идет о системе задач, то они должны удовлетворять определенным требованиям. Выделим наиболее важные из них.

Основным ориентиром в подборе задач для конкретной группы должен стать, по моему мнению, учет «зоны ближайшего развития» каждого учащегося. К сильным учащимся следует предъявлять высокие требования, а не ограничиваться теми, которые предложены в учебнике. Отсутствие таких требований может притупить живой интерес к учащемуся, вызвать отрицательное отношение учащихся к предмету, «затормозить характерный для них высокий темп психического развития и даже привести к отставанию в учении».

В то же время встречаются ребята с такой низкой обучаемостью, для которых на первых порах бывают сложны задания из уровня А. Для индивидуальной работы с ними учителю нужно составить свою систему задач.

Система должна быть полной, т.е. охватывающей достаточное количество задач, в которых изученная теория проявляется наиболее разносторонне. В системе следует выделить ключевые задачи.

Система должна содержать задачи с дидактическими, познавательными, развивающими, практическими функциями.

В системе должны быть задачи, предназначенные для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Необходимы: задачи, допускающие несколько способов решения, в том числе на комплексное применение теоретического материала.

Важны задачи, позволяющие организовать творческий поиск решения, обучать эвристическим приемам.

Подбор системы задач по теме является самой трудоемкой работой учителя математики. Иногда в поисках, той или иной задачи, удовлетворяющей поставленной цели урока, интересам конкретного учащегося или группы в целом, учителю приходится пересмотреть большую дополнительную литературу и прорешать значительное число задач.

Четвертый этап — подготовка учителя к отдельному уроку. Это творческий процесс, где наиболее полно раскрывается индивидуальность учителя и его педагогическое мастерство. Проведенный предварительно анализ задачного материала, продуманное тематическое планирование, система задач по теме, анализ результатов предшествующего урока, учет уровней развития учащихся данной группы послужат хорошей основой для планирования предстоящего урока по решению задач.

Сабақ жоспарлары сайты,      www.jospar.kz - 1115511

Пікірлер (0)

Пікір жазылған жоқ, алғашқы болыңыз!

Сайт редакциясының

Электронды почтасы:

bioustaz@mail.ru

Блогтағы жазбалар